Бизнес-дайджест Живого Журнала

Самые интересные публикации о бизнесе


Previous Entry Share Next Entry
Фото

Как начинать новое производство?

Вы когда-нибудь начинали новый производственный бизнес? Или вообще пусть даже не производственный, а просто новый бизнес в новой теме для вас незнакомой или не очень знакомой?

Меня могут спросить, - Зачем это нужно делать? Не лучше ли пытаться по максимуму расширить и освоить ту нишу, в которой уже работаешь и в которой уже разбираешься?
Однако, те, кто давно занимается каким-либо бизнесом, должны со мной согласиться, что принципиально новых ниш в бизнесе, где может с нуля создаться какой-нибудь "Эпл", "Полароид" или (допустим) исторический "Ватман", чрезвычайно мало.
Большинство же полян в бизнесе основательно утоптаны, и найти там себе место "под Солнцем" на более или менее длительный срок (допустим на пару циклов роста-спада) само по себе уже является большим достижением. Однако, в любом случае, расширять такую полянку неограниченно даже в самом благоприятном случае невозможно практически. Вы всегда, если, конечно, вы не племянник "Рокфеллера", друг Президента или хотя бы министра Правительства, столкнётесь очень быстро с подобными вам конкурентами, не желающими отдавать не пяди ранее захваченной "территории", да ещё и на ваш кусок пирога стремящимися посягнуть теми или другими способами.

Понимаю, что кто-то придерживается популярной в бизнес-школах теории, называемой коротко: "Вовремя выйти и переждать, что бы снова войти на волне". Что мне, скорее, напоминает не бизнес, а бизнес-онанизм, не создающий ничего, кроме (разве что) бабла, но бабла ДЛЯ ЧЕГО?
- Ты что делал в жизни? - спросят такого "бизнесмена" в приёмной у Бога ангелы.
- Занимался бизнесом, - видимо, ответит он.
- А сделал то что????? Что создал???? - уже безнадёжно переспросят его, распахивая люк, ведущий вниз...

Однако, вернёмся к проблемам тех, кто хочет удержать свою бизнес-лодку на неспокойных волнах, приумножая сделанное и создавая новое.

Так вот, для таких "чудаков" без освоения новых ниш на новых для себя полянах не обойтись, поскольку монобизнес сегменте малого и даже среднего предпринимательства крайне неусточив. Более или менее устойчиво, на мой взгляд, бизнесмен-середняк в реальном секторе начинает себя чувствовать, когда его бизнес стоит хотя бы на трёх четырёх опорах - видах (типах) производства.

Итак, кажется я убедил всех, кого вообще возможно убедить, что в реальном секторе экономики бизнесу без работы в направлении открытия новых производств не выжить. Однако, во многих случаях, уже первый шаг, который делают вроде бы часто уже опытные предприниматели, решившие открыть новое производство, оказывается ошибочным.
В чём же кроется эта ошибка? На мой взгляд системный просчёт многих бизнесменов заключается в том, что найдя какую-то кажущуюся им свободной нишу и уже рисуя бизнес-план о мобилизации всех (или почти всех) своих ресурсов на захват этой ниши, они не закладывают в свои планы то совершенно очевидное предположение, что ровно в это же время ещё пара-тройка (это как минимум) таких же, как и они (это как минимум) бизнес-команд то же нашли эту же нишу и то же находятся на какой-то стадии реализации бизнес-плана по её захвату.
Особенно прикольно было смотреть на подобные "совпадения" в 90-е годы прошлого века в России, когда была вроде бы куча пустых производственных ниш, куда наивные русские бизнесмены инвестировали капиталы с огромными шансами, открыв производство, убедиться, что одновременно .... другими бизнесменами открыто ещё несколько таких же производств, в результате чего дорогущее импортное оборудование банально будет простаивать значительную часть времени, поскольку объёмы рынка далеко не резиновые.

Какова же может быть более правильная стратегия поведения в поиске новых ниш для нового производства?
На мой взгляд, таких стратегий несколько и неплохо, если они пересекаются:

1) Поиск смежных производственных ниш в близи с уже освоенной. Тут надо понимать, что риски увеличиваются тем больше, чем дальше эта новая ниша, от вашей привычной. В идеале хорошо, когда новую производственную нишу можно использовать, как потребителя или поставщика для вашей привычной ниши.
Допустим, вы делаете пневмоцилиндры для автомобилей. Почему бы вам не начать делать ещё и пневмораспределители, а так же пневмоклапаны, тем самым расширив список продукции, работающей в системах со сжатым воздухом?

2) Поиск партнёров-потребителей, которые готовы к тому, что сперва вы будете выступать практически в качестве посредника между ними и какими-то уже присутствующими на рынке производителями. Или поиск производителей, которые позволят вам быть их дилером практически с ценами производства для какого-то ограниченного набора потребителей. Такое, как не странно, вполне возможно, если у ваших партнёров вы уже являетесь поставщиком или (что реже) потребителем сырья или товара в рамках традиционного для вас производственного бизнеса.
Допустим, вы делаете пневмоцилндры для автомобилей и у вас есть потребитель, какой то автозавод. Логичным решением будет попытаться договориться с менеджментом автозавода, что бы открыть под вашим руководством дилерский центр по продаже их продукции.

3) Поиск производственных ниш, которые хоть и отстоят от вашей традиционной далеко, но тем не менее находятся в общей с вашим традиционным производством цепочке переработки от сырья до конечного потребителя.
Допустим, вы делаете пневмоцилиндры для автомобилей. Постараться освоить производство ещё каких-то автокомплектующих будет не самым глупым решением.

В любом случае, на новое производство не надо тратить весь свой свободный капитал. Желательно, что бы ваш новый проект в процессе его реализации не только опирался на существующий бизнес (высасывая из него соки), но и как-то помогал этому существующему бизнесу развиваться.


  • 1
alek_aaz April 4th, 2015
Все разумно. Сам так думаю.

2tvlad April 4th, 2015
Форсунки для бмв-х6 - 40 000... форсунки для лады - 1000... и те и другие делает сименс =)))

Наверное можно легко взять любую запчасть для машины\станка и т.д. и делать ее в России...

videoelektronic April 4th, 2015
Делать в России можно, но без лоббирования (например со стороны того же государства, принуждающего автоконцерны локализовывать производство в РФ) выйти на серьёзный рынок не получится. Хотя, ... многие начинают с рынка автозапчастей, набираясь там производственного опыта.
(я не особо, вообще-то, разбираюсь в автозапчастях. Мои примеры были чисто теоретические, как я считал, понятные большинству).
Кстати, уверен, что по себестоимости форсунки для БМВ и для Лады отличаются всего раза в 2-3. Остальное - цена бренда.
Что бы войти в поставщики примиальных брендов надо иметь серьёзную бизнес-историю, либо очень серьёзную поддежку лоббистов. К сведению, фирме Сименс больше 100 лет только истории её присутствия в России. Так завод на Яузе, который во времена СССР назвался МЭЛЗ, на самом деле есть дореволюционный Сименс.

2tvlad April 4th, 2015
"Кстати, уверен, что по себестоимости форсунки для БМВ и для Лады отличаются всего раза в 2-3. Остальное - цена бренда. "

Ага. В этом и есть большая возможность съесть долю рынка... причем предложите форсунки в 4 раза дешевле и большая часть авто не на гарантии ваши =)))

Лет 15 назад знал одного чела. Он бамперы сам лил. в 2 гаражах... в разы дешевле были по себестоимости чем у официалов...

Было ли желание... а сделать можно все =))

videoelektronic April 4th, 2015
эту вашу "свежую идею" давно уже отрабатывают китайцы.

2tvlad April 4th, 2015
Где вы нашли свежесть?

Не потерял актуальность

belbot June 26th, 12:23
Полезный пост. Так и делаем)

Re: Не потерял актуальность

videoelektronic June 26th, 14:10
спасибо за оценку.
Я уже и забыл, что когда-то его написал. Впрочем, через 2 года он актуальность только усилил. ;-)

  • 1
?

Log in