Бизнес-дайджест Живого Журнала

Самые интересные публикации о бизнесе


Previous Entry Share Next Entry

Глава "Google Russia" в МГИМО

Оригинал взят у makipi в Глава "Google Russia" в МГИМО
Google появился на свет в 1998 году и к настоящему времени стал одним из лидеров в области поиска, интернет-сервисов, рекламных технологий. Глава российского подразделения Юлия Соловьева по инициативе Бизнес клуба посетила МГИМО и рассказала о планах компании на ближайшее будущее.
Когда Ларри Пейдж и Сергей Брин основали Google всего 16 лет назад у них не было задачи создать поиск. Они хотели реализовывать продукты, которые станут менять жизнь людей, являясь востребованными. Это называлось "тест зубной щетки", подразумевая, что создаваемый продукт должен быть нужен людям минимум два раза в день. Если сейчас посмотреть на поиск, то пользователи что-то ищут в сети чаще, чем пользуются щеткой, да и мобильных телефонов уже больше. Так что, если брать миссию основателей Гугл, то они, в принципе, ее выполнили.

Конечно, все начиналось с поиска, который тоже сильно эволюционировал. Людям было необходимо систематизировать информацию и, если для нынешнего поколения подобное не проблема, то много лет назад поиск менял жизнь. В качестве примера можно взять фермера из Кении, который с помощью Гугл сумел предотвратить проблему у себя в садах и полях.

Сейчас принцип поиска видоизменяется, на это повлияли смартфоны, маленькие экраны и тот факт, что у многих по три-четыре гаджета. Сегодня можно задать гораздо более точные вопросы и сразу получить ответ. В рамках поиска легко заказать такси или купить продукты питания, кроме того, все это можно сделать голосом. В прошлом году Гугл запустил голосовой поиск, который очень хорошо говорит и понимает по-русски, он вас слышит, он вам отвечает. Очень удобно пользоваться, если вы за рулем.

Сочетание голосового поиска и получения прямых ответов ведет к следующему продукту - "Google Now", который не хочет, чтобы его о чем-то спрашивали. Он понимает - что вы делаете в сети, что и как ищете, что вас интересует и предлагает решение задач до того как успеваете его спросить. Например, он отслеживает ситуацию с рейсом самолета и, если тот опаздывает, то своевременно сообщает об этом. Подсказывает - когда лучше выехать, предлагает заказать такси, уведомляет о пробках, динамически меняет маршрут. Чем больше вы пользуетесь продуктами Гугл, тем лучше запоминаются ваши предпочтения.

С другой стороны, мы живем в режиме мультиэкранности и это еще одна проблема. Задача Гугл делать ваш переход с одного экрана на другой безболезненным и максимально незаметным. Например, когда фотографии с вечеринок, поездок автоматически сохраняются и с любого девайса (планшета, компьютера) их должно быть легко воссоздать.
Как сказал недавно Эрик Шмидт - интернет скоро будет не вокруг, а внутри нас. Не только мы будем разговаривать с нашими гаджетами, но и они начнут разговаривать между собой, таким образом, облегчая нашу жизнь и освобождая время, чтобы больше общаться с родными, заниматься спортом, отдыхать. Интернет будет работать на нас.
Немного более отдаленное будущее в России, но уже реальность в США - это продукт Android Auto, который интегрирует продукты Гугл ( Maps или Play) внутри автомобиля и позволяет человеку пользоваться ими без помощи телефона, что минимизирует ситуацию аварий на дорогах.

Тем не менее для миллиардов людей интернет до сих пор недоступен и Гугл заинтересован в решении этой проблемы. Один из наших проектов еще в экспериментальной фазе, он называется Loon. Это сеть воздушных шаров, которые поднимаются в воздух на высоту примерно в два раза большую, чем летит самолет и образуют вокруг себя сеть. Они могут друг с другом разговаривать, Гугл научился контролировать эти шары. Их можно сажать, чтобы перезаряжать батарейку. Они очень экономные в производстве и распространении. Задачи Гугл сейчас в том, чтобы договориться со всеми информационными компаниями и государствами о партнерстве и развернуть проект над территорией нашей планеты. Первые удачные тесты уже прошли в Новой Зеландии и Бразилии.
A One.png
В тему доступности интернета наш следующий продукт - Android One. Это смартфон, стоимость которого должна быть ниже 100 долларов. Не секрет, что до сих пор многие пользователи хотели бы иметь смартфон, но по ценовым причинам не могут его позволить, поэтому Гугл решил создать дешевый аппарат, который решал бы все задачи пользователя. Сейчас мы разворачиваем эту платформу в Индии и надеемся, что после этого теста Android One придет в другие страны, включая Россию.

С другой стороны, наши аппетиты уже вышли за пределы интернета и основатели обращают внимание на разные проблемы от медицинской диагностики до вопросов продления жизни. Один из последних примеров - создание контактной линзы, которая внутри глаза измеряет уровень сахара в крови и решает вопросы постоянной диагностики для людей больных диабетом. Мы очень заинтересованы, чтобы популяризовать науку среди молодого поколения, постоянно проводим различные конкурсы для детей, для программистов.

Сюда же можно отнести создание различных цифровых архивов. Например, был проект 50-летия выхода человека в открытый космос, где мы совместно с десятками Музеев космонавтики оцифровали их архивы, выложили в открытый доступ. При этом некоторые из них - закрытые, режимные предприятия и попасть туда на экскурсию сложно. Все это делается для того, чтобы люди, которые по каким-то причинам не имеют доступа, могли найти информацию на интересующую их тему. В принципе, все эти площадки интерактивны, сами пользователи могут создавать на их основе социальные группы, собственные выставки и делиться впечатлениями.

Мы также запустили проект, посвященный 70-летию Победы, где оцифровываем совместно с военными архивами письма солдат. Каждый человек у которого сохранились эти письма имеет возможность загрузить их, таким образом мы надеемся, что у архивов появится цифровое продолжение. Наверное, у каждого в семье есть нечто подобное и он при желании может оставить след в истории.

Более отдаленное будущее - автомобиль без водителя. Они уже сейчас ездят по дорогам Калифорнии в тестовом режиме. Основой для экспериментов является статистика, что более полутора миллионов человек каждый год гибнут в автокатастрофах. Такой автомобиль снижает аварийность на дорогах и помогает людям с ограниченными возможностями (или просто пожилым) не зависеть от водителей. Заодно косвенно решается проблема парковок. Автомобиль можно отправить домой, в гараж. Все это лишь малая толика деятельности Гугл.

Отличительная черта нашей компании в том, что мы не боимся рисковать. Постоянно что-то открываем, что-то закрываем, улучшаем и нам важно достаточно быстро принимать решение, если продукт не "полетел". Либо закрыть его, либо улучшить. Так, Google Glass был отозван с рынка и вполне возможно, что в ближайшие пару лет мы увидим совсем другой, переработанный продукт, который лучше и более точечно станет решать вопросы, которые не решал его предшественник.

Очень многие вещи родились на коленке, когда сотрудники, не имеющие прямого отношения к ним, собирались вместе. Затем приходила идея - как новый продукт может улучшить их жизнь или жизнь небольшой группы людей, а оказывалось, что эта группа достаточно значительная и проект разрастался до огромных размеров, как оцифровка архивов, памятников. Сейчас такой проект называется Академия культуры Google (Google Cultural Institute) и у нас более 500 партнеров по всему миру, огромное количество экспонатов оцифровано.

У Гугл есть портфель продуктов, которые служат разным задачам. Например, Android и Pro - это проекты, которые напрямую не зарабатывают денег, но являются огромными драйверами для дистрибуции, а Google Maps монетизируются лишь отчасти. То, что нам нужно - аудитория. Если у нас будет большая аудитория, то потом можно придумать бизнес-модель - как эту аудиторию охватить. Именно по такому принципу развивался Youtube.

Вопрос-ответ.

-Не только Гугл занимается развитием смартфонов для малообеспеченных. Какие преимущества у Android One? Есть ли трудности в процессе создания?

Ю.С.- Большинство новых разработок сейчас построены на Андроиде. Андроид - это открытая платформа. Каждый производитель надстраивает свою плату и модифицирует телефон. Проблема возникает тогда, когда Гугл хочет обновлять свои сервисы. Android One будет изначально привязан к нашим продуктам, что означает автоматическое обновление. Получится интегрированное общение со всеми продуктами компании. Наша задача - не наводнить этим девайсом мир, а создать реально дешевую альтернативу другим моделям. Внутри Андроида есть Google Mobile Services, которые рассказывают любимому производителю - как выстроить систему, что бы она соответствовала продуктам Гугл. Поэтому мы работаем со многими компаниями, в том числе выпускающих свои телефоны.

- Ощущается ли борьба между Google и Apple?

Ю.С.- Андроид - 88% рынка в России. У нас есть какие-то пересечения по продуктам и я сама испытываю пиетет к продуктам Apple, но у них нет многих вещей, которые есть у нас, а мы не идем в их сферы. Например, они почти не делают деньги на itunes, предпочитая "железо" (hardware). Мы же на "железе" не делаем деньги, предпочитая договоренности с производителями, чтобы они интегрировали туда наши продукты.

- Как вы оцениваете перспективы носимой электроники, будут ли собственные продукты?

Ю.С. - Гугл удобнее искать открытую платформу, куда добавляется наш софт. Понятно, что это большое будущее. Тот же "Nest" со множеством параметров, который все измеряет - хороший пример.

- Сейчас есть такие поисковые системы как Яндекс, Yahoo, Baidu. В чем уникальность Гугл?

Ю.С.- Мы стараемся создать новый поиск, когда система распознает ближайшие пять шагов пользователя и угадывает - что человек хочет. Наша компания в этом пионер, аналога Google Now пока тоже нет. К слову, Гугл - это первый поиск в мире, а Youtube - второй. Youtube - огромная поисковая машина по видео. Играет роль эффект масштаба. Есть всего пять рынков, где Гугл не первый в этой области: Россия, Корея, Япония (там лидирует Yahoo, но использует движок Гугла), Чехия до недавнего времени и Китай.

- Готовятся ли продукты на основе виртуальной реальности?

Ю.С.- Мы еще в самом начале пути и что такое виртуальная реальность не понимает толком никто. Как там будет формироваться бизнес-модель и что от нее останется сложно спрогнозировать. Тот же Google Glass в самом начале называли очками дополненной реальности, а реальность оказалась совсем другой. Девайс не "полетел", но определенно появится инновация, которая заполнит эту нишу. Например, такие же очки очень хорошо работают для лыжников: прокладывают маршруты, напевают песни и показывают - где находятся твои друзья. В подобном узкоспециализированном формате они уже работают.

- Какие у вас сложности с выходом на китайский рынок?

Ю.С.- В Китае доминируют мобильные сервисы Гугл, там нет нашего поиска. На каком-то этапе мы решили не бороться за этот кусок рынка и переключились на мобильные продукты. Конечно, есть геополитические причины. Мы были вынуждены перенести сервера в Гонконг, так как были случаи несанкционированного доступа в сети. Но у нас там несколько тысяч сотрудников, мы развиваем свои направления за исключением поиска.

-Как быстро новый продукт из США дойдет до российского пользователя?

Ю.С.- Еще 10 лет назад компании сначала вводили продукт на американский рынок, долго апробировали, а затем медленно распространяли в остальные страны. Сейчас немного поменялась бизнес модель и продукты выходят на всех рынках одновременно. Особенно, если они виртуальные. Доходы Гугл от международных рынков тоже существенно увеличиваются и это существенные деньги, поэтому Россия со своим размером входила в приоритет. С другой стороны, продукты, вроде Glass, Loon, Гугл-машины зависят от решения правительств и военных - распространять их на территории государства или нет. Период согласования может быть достаточно длинным.

-Гугл предпочитает специалистов с опытом или старается их взращивать сам?

Ю.С.- У нас очень много интернов в России. Много молодежи берем напрямую в Дублин, где достаточно базовых позиций. Вопрос в том - как вы себя подадите. Гугл - компания не легкая для понимания, новый человек считается нуглером (noogler) и остается таким целый год. Это солидный срок, поэтому, чем он моложе, тем проще ассимилироваться. Многие сотрудники работают у нас 12-15 лет. Люди не сидят на одной позиции, передвигаются по компании и это очень приветствуется. Есть возможность делать ротацию, переезжая на квартал в другой город, заниматься иными вещами и при желании, если та команда хорошо подходит, остаться с ней. Форм взаимодействий очень много, все зависит от человека.

МАКиПИ

?

Log in